«Все люди рождаются свободными и равными…»
В конце апреля нашу группу заслали на фестиваль короткометражек. Длилось все два дня (23-24 апреля). Мне удалось попасть на фильмы, которые показывались 24-ого. В этот день показа в первую очередь делался упор на социальные права и следование букве той или иной конституции, предполагающей равенство всех живущих внутри данной страны. Пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвели короткометражки студентов США и «Трудный», сделанный на Украине. О них я расскажу в конце, а начну с русского «Мастер-класса».
читать дальшеВ документальном фильме совершенно разным людям задается один и тот же вопрос: «Соблюдаются ли в вашей стране права человека?» Любопытно, что многие не задумываются над этим вопросом и начинают путаться и отнекиваться, кто-то заявляет, что сам не сталкивался с попранием человеческих прав, но оговаривается, что считает ситуацию вполне нормальной, мирной. Тем острее зрителями воспринимаются те фильмы, что были показаны на фестивале. Не все так просто и с самим словом свобода.
Например, в ленте «Радуница» (Украина) рассказываются о семьях, разделенных официальной постсоветской границей. Те, кто приходится друг другу родней и живет в непосредственной близости друг от друга, те, кто в детстве играл вместе в игры, справлял праздники и роднился семьями, теперь обитает в разных государствах. Эти государства стараются отмежеваться от своего прошлого и прочих связей, стараясь выставить себя в глазах мировой общественности как более презентабильную страну. Однако каждый год в глухих пограничных деревеньках, стоящих на разных берегах небольших речек, семьи собираются на кладбище помянуть свою давно почившую, но до сих пор любимую родню. Старики и старухи рассказывают, как тайком пересекают невидимую границу, чтобы увидеть своих внуков и правнуков. Для этих людей нет преград для понимания и привязанности. Но возникает вопрос, сколько еще продлится эта преемственность, сколько еще смогут помнить о своем родстве их потомки, когда старики умрут в своих домиках. Для меня это довольно актуально, ведь моя семья по отцовской линии – потомки казачьего рода, жившего в деревеньке на границе сразу трех стран: Украины, России и Белоруссии. Так что я после интернет-общения со своими чудом нашедшимися дальними родственниками отчасти могу представить, что чувствуют герои «Радуницы». Очень многое забыто и забывается. Много ли найдется людей, способных легко ездить из одной страны в другую, чтобы обрести и поделиться опытом и памятью? Думается мне, что нет.
О другой украинской короткометражке мне говорить сложнее. Это тоже история пожилой пары, но облеченная в форму почти что притчи. Насколько я понял, хотели показать тот страх одиночества, который может закрасться в душу, когда рядом нет родного человека, твоей опоры. Если сначала старуха зовет и не может дозваться своего старика, что находится неизвестно где, то потом вернувшийся муж кричит в поле, терзаясь страшными предчувствиями и не зная, куда и по какому такому желанию ушла его жена. Вокруг них ни души, не у кого просить помощи. В такой ситуации свобода от человеческого давления, которая безусловно присутствует в деревне и городе, оборачивается против обособленных одиночек, вынужденных бороться с вызовами природы и собственной старости.
«Трудный» (Украина) – это тоже своеобразный вопрос к зрителю. Само название этого фильма говорит о многом. Вначале главная героиня говорит о трудностях получения статуса детского приюта в условиях чиновничьего равнодушия. Женщина готова заботиться о бездомных, выброшенных на помойку детях, а от нее требуют бумажки, свидетельствующей о ее профпригодности. Эта бумажка никому в сущности не нужна, но на ее получения уходит время нервы и деньги. С другой стороны, перед нами встает вопрос, а как же тогда быть с сиротами, у которых, в большинстве своем, трудные характеры и стойкое нежелание уходить с улиц обратно домой или в приют. Да и стоит ли что-то делать с этими оборвышами, готовыми украсть последние деньги у больной матери и уйти в никуда, не сказав «спасибо»? Трудно в этом разобраться, очень трудно, но делать что-то просто необходимо. Ведь если набраться терпения, этих детей можно перевоспитать, обучить общению со сверстниками. Тогда их семьи не будут в таком шатком и неприглядном состоянии, в котором находились недоверчивые, но тянущиеся к человеческому теплу беспризорники.
Самыми мрачными в плане видения ситуации оказались, как ни странно, американские ленты. Если в «Презумпции невиновности» рассказывается о произволе властей, способных разрушить мирную идиллию ни в чем не повинных людей, то «Бог похож на меня» - грустный рассказ о произволе семейном, отчасти вытекающим и из того же самоуправства и жестокости правительства. На фоне активной антитеррористической пропаганды первый фильм наглядно показывает, как это так, поймали некоего мусульманского иммигранта, обвинили его во всех грехах смертных в основном касающихся эфемерной «общей безопасности», а потом оказалось, что этот человек ни в чем не виновен. Как так? Не хотели ли господа-управленцы таким образом найти козлов отпущения, запугав тех, кто просит убежища в их якобы переполненной стране? Во рту остается мерзкое ощущение. И я вовсе не американофоб. В России и до, и в особенности после грузино-русских (а вовсе не грузино-осетинских) стычек ухудшилось отношение к жителям и выходцам с Кавказа. А ведь это тоже люди, у которых есть свои семьи, друзья, сослуживцы… Об этом не стоит забывать, как не стоит давить на обычных людей. Ведь их ненависть к собственному бессилию или же наоборот эгоистическая уверенность в своей избранности и правоте отражается на их собственных детях, что страдают от ругани, глупых обвинений и даже побоев, как в том же фильме «Бог похож на меня». Посмотрев его, я подумал, что если уж на высшем уровне, господа служители закона не соблюдают ими же самими установленные правила, то на уровне простого гражданина эти правила тем более будут попираться, выливаясь в кровь, боль и разрушенные детские мечты.
В целом все фильмы оставляют много вопросов, на которые должны ответить сами зрители. Хотя те же американцы скорее выносят приговоры, чем стараются подтолкнуть человека на размышления и выводы. Русское и украинское кино в этом плане более открыто разному толкованию, но его истории цепляют с такой же силой. Все ленты этого дня показывают даже не свободу, а то, что препятствует ей, то, что разделяет людей в пространстве, времени и собственном эгоизме.
А о фильмах первого дня можно прочитать вот тут: pay.diary.ru/~savagenumer/p68136892.htm