Вот уже три дня как Сей ходит на спецкурс, который ведет самый что ни на есть японец. Только на третий день я смог привести мысли в порядок и отсортировать свои записи, касающиеся этого дела. Так по отдельным дням и пойду.
читать дальшеДень первый.
Сегодня я чуть было не опаздал на одно очень важное для меня событие, а именно на лекцию, посвященную истории и культуре Японии эпохи модернизации. Ведет ее приезжий японский профессор - Масамити Мацубара. Я уже четыре года пытался попасть хотя бы на один японский спецкурс, но мне катастрофически не везло. То решающие майские лекции и семинары на это время назначат, то место не успею застолбить... Но не в этом году! Конечно, придется пропустить несколько лекций, но потом я просто материал перепишу у друзей. И пусть они только попробуют не дать! У этих бездельников до сих пор половина моих лекционных тетрадей пылится. Пришло время платить по счетам. (демонический смех в сторону) К тому же на пятом курсе это будет уже без надобности.
Так вот. Сам сенсей оказался улыбчивым и очень энергичным мужчиной в летах, то есть молодым человеком его уже никак не назовешь, но и стариком еще рановато именовать. Опираясь одной рукой на трость, он с микрофоном в другой почти что бегал от одного студента к другому, задавая им самые разные вопросы и тем самым уточняя их знания о своей родной стране - Росии, о мире и, конечно, о далекой Японии. В аудитории было несколько человек, бывших на прошлогодних лекциях, которые также читал Мацубара-сенсей. Преподаватель попросил их поднапрячься и вспомнить то, о чем он тогда рассказывал. Вобщем, атмосфера была самой непринужденной и располагающей к культурному диалогу. Кто-то делал ляпы, в основном связанные с собственной же культурой. Кто-то отличился знанием японских традиций. Было весело!
Еще я понял, что вряд ли в совершенстве выучу когда-нибудь японские иероглифы... Т___Т Если уж сам японец долго спорит со своей женой (и коллегой по ремеслу, путешествующей за компанию и за-ради помощи) о том, как правильно пишется имя богини Аматерасу... О_О" То с меня вполне хватит сносного "шпрехания" на таком заковыристом языке!
Что меня искренне удивило и не порадовало: было не так жу много народу! И это при том, что все 200 мест разобрали сразу за моей спиной и мои одногруппники так и не попали в избранную группу. Мда... не понимаю этого в русских студентах.
Сама лекция была по большей части вводной и расчитанной на людей, ничего о Японии не знающих, так что я ловил кайф, просто слушая живую японскую речь да подтверждая/опровергая в своей душе те или иные сведения, почерпнутые в электронной и книжной литературе. Основной уклон был сделан на религию, историю и политику.
День второй.
Сегодня на спецкурсе мы плавно подошли к теме кругосветных путешествий, которые не только расширили границы обитаемого мира, но и заставили европейцев многое переосмыслить и переделать сначала в религии и экономике, а уже потом во всех других сферах человеческой жизни.
Профессор рассказывает неторопливо, так что даже кажется, что он повторяет одно и тоже по-разному ради того, чтобы забить время. Но в итоге перед нами выстраивается весьма любопытная схема событий и взаимосвязей, которые как будто бы всплывают из ниоткуда. Постараюсь завтра прийти чуть пораньше и сесть ближе, чтобы активнее в этом поучаствовать )
В целом мы лишь приблизились к эпохе Мейдзи, но это даже хорошо для тех кто вчера не пришел и тех, кто ничего о Японии не знает. Я так заразительно рассказывала о первых двух лекциях, что сподвигла двух подруг сходить завтра со мной за компанию. Посмотрим, отпадет или нет у них это желание на следующий день.
И что особенно порадовало в этот день: на спецкурс ходит с десяток культурологов и теологов с разных курсов. Кое-кого я лично знаю, а значит, можно будет основательно пообщаться с ними на эту тему и подсесть поближе, чтобы не писать в одиночестве.
День третий.
С трудом пробиваясь сквозь шушуканье пришедших первый (и надеюсь последний) раз парней с моего ряда, Мацубара-сенсей рассказывал о фактически насильственном "открытии" Японии миссией дипломатичного, но сурового господина Пери (хоть убейте, забыл, как это имя правильно пишется. Поправьте, если знаете), генерала свято американского. В итоге мы рассмотрели начало эпохи преобразований, когда Токугава "вернули" власть императору, а общество раскололось на два враждующих лагеря - консерваторов, выступающих за Johi ("изгнание иностранцев"), и сторонников реформации, многие из которых посылали своих сыновей учиться в западных университетах. Простаки ненавидели оккупантов, а высшие властные круги боялись и платили огромные откупные за каждого убитого иностранца.
День был более интересным, чем предыдущие. Видимо, потому что уж теперь-то началась основная часть курса. Одно плохо - из зала все время летят глупые, а то и вовсе идиотские замечания тех... гхм... студеозусов, которые тупо хотят зачет и умирают от скуки, ничего не понимая в присходящем. Ну, на фига теребить всем нервы и выставлять русских дураками, если и других спецкурсов в ОмГУ полным полно!?! Злой и уставший Сей, пытался шикать, но в ответ получал лишь попугайское повторение своих же слов.
Чтобы снять напряжение, придя домой, я начал-таки писать давно уже заданный доклад по культуре повседневности. Тема доклада - Японский меч: между смертью и постижением истины. А еще накатал небельшую рецензию на короткометражки, показынные на недавно прошедшем омском фестивале "Европейское короткометражное кино". Такой вот отдых у меня сегодня.
Записка 321. Япония: история современного мира и модернизация.
Вот уже три дня как Сей ходит на спецкурс, который ведет самый что ни на есть японец. Только на третий день я смог привести мысли в порядок и отсортировать свои записи, касающиеся этого дела. Так по отдельным дням и пойду.
читать дальше
читать дальше